понеділок, 30 березня 2015 р.

КРЫМ - КАК ЭТО БЫЛО

Замкомандира керченской морской пехоты Никифоров: «Мне из Крыма звонят, спрашивают, чего я стал бандеровцем»
30.03.2015 16:02 


38-летний майор Алексей Никифоров скандально прославился в прошлом году, когда в прямом эфире телеканала 1+1 разругался с и.о. министра обороны Украины Игорем Тенюхом. Алексей был заместителем командира 501 отдельного батальона морской пехоты в Керчи. Он обвинил командующего в отсутствии внятных приказов из центра. В ответ получил обвинения в слабохарактерности.
Еще в конце марта прошлого года Алексей Никифоров признался, что больше не хочет служить в армии — ни в украинской, ни тем более в российской. Решил бросить службу и остаться в Крыму, подыскивал работу. Почему? «Потому что если мне такой генерал, как Тенюх, скажет что-нибудь вроде того, что я плохо воспитывал солдат, я просто по башке его гантелей ударю, и на этом все закончится», — пояснил майор.
Но в апреле 2014 года Алексей Никифоров все-таки выехал из Крыма на материк вместе с морпехами, которые остались верны присяге. Таких оказалось 56 человек из 308. «Мы не последние, а крайние. Мы обязательно вернемся!» — сказал Никифоров.
Мы воспользовались моментом, чтобы подробно расспросить Алексея о событиях годичной давности в Крыму и о конфликте вокруг острова Тузла в 2003 году.
5346acf842d14
Откуда вы родом?
Родился в Кирове — есть такой город в Российской Федерации. Через 10 дней после рождения был отвезен в Джамбул, Казахстан. Детство у меня прошло в Джамбуле. В 12 лет попал в Украину, в Черкассы. Поступил в военное училище в 1992 году под Киевом, в Василькове. А уже после того, как в 1995 году закончил военное училище, был направлен в Керчь.
В Керчи прослужил в одной части под всеми флагами Вооруженных сил Украины — часть передавалась в ПВО, в Национальную гвардию, в сухопутные войска, в военно-морские силы. Все это реформировалось, из полка — в бригаду, из бригады — в батальон. И с 1 января 2014 года это уже был батальон морской пехоты.
Наверное, и служебная квартира была, с 1995 года-то.
Квартира в бараке, рядом с частью. Из тех послевоенных бараков, которые строили строители, чтобы в них жить и отстраивать весь город. У нас район назывался Стройгородок. Квартиру эту купил за $750 еще в 1999 году. А вот уже последнюю квартиру я получил. Сначала однокомнатную, а потом двушку — аж 83 квадрата, служебную. И там все осталось.
Осталось таких пять наших служебных квартир после того, как мы вышли. Несколько месяцев назад пришли ФСБшники с какими-то гражданскими, с этого же дома набрали понятых, вырезали замок в одной из квартир, открыли двери и сказали, что теперь всех так выселят, кто остался за Украину. На этом затихли.
Вещи там личные были?
Не-не, это была одна квартира, где офицер все вещи вывез или продал.
А в доме все квартиры служебные?
Да, служебное жилье.
Выходит, сослуживцы пришли с ФСБшниками?
Да, его же сослуживцы, его же подчиненные. «Друзья и товарищи», скажем так.
533047107e04a
А в 1995 году, когда начинали служить в Крыму, были колебания: за Россию или за Украину?
За Россию однозначно вопрос не стоял. Флот разделили еще в 1993-м. И вопросы с Россией были в основном в Севастополе. А в Керчи у меня российский флот не стоял. В 1995 году уже все было поделено.
Местное население нормально реагировало на украинские флаги?
Сначала особо их и не было, украинских флагов, это один момент. А с 1998 года и до 2014 года городом правил такой Осадчий Олег Владимирович.
16 лет правил.
Да. Три срока. Сейчас за решеткой. Но! Чем характерен дядька — он преобразил город. Его там хают, говорят, что воровал. Не важно. Но в 1995 году я приехал в город в руинах. В центре города на каждом втором заборе объявления «Осторожно — обвал!». За эти годы по крайней мере центральная часть города стала красивой, вся в плитке. Ко мне друзья приезжали, говорят: «В вашем городе просто изумительно красиво, чисто». Первый лозунг у Осадчего был «Керчь без мусора». И он заставил людей, как в Прибалтике, не бросать мусор. Появились урны, фасады в центре привел в порядок.
И вот этот мэр заставил каждое юрлицо на своем здании — школа это или частная фирма — вывесить три флага: государственный, городской и крымский. Штрафовали, если не висело. Все приезжали, говорили, не город — сплошной праздник.
То есть нельзя сказать, что Осадчий был сепаратистом?
Не-не-не, он очень интересный дядька, к любой власти лояльный. Когда Юля у власти — он в «Батькивщине», когда Юля проиграла — он стал «регионалом». Не важно. Но при этом в 1995 году я приехал — троллейбусный парк стоял «убитый», строился с 60-70-х годов. И был недостроен. Осадчий вопрос поднял, добился — как, не могу сказать — запустил троллейбусы по городу. Водовод новый сделал. Говорят, его завод делал плитку тротуарную. Да хрен с ней, зато она на улице была, эта плитка.
«Я всем говорю, что «войну» на Тузле выиграла одна моя машина»
Получается, что всю историю с Тузлой в 2003 году вы наблюдали. Серьезная была ситуация?
(Берет в руки карандаш и лист бумаги, начинает рисовать Керченский пролив, остров Тузла, украинское и российское побережье).
Вот Украина, а вот Россия. Здесь Азовское море, а тут Черное. Вот Керчь. И посередине есть такой островок Тузла. Называется остров, но до 20-х годов это была коса со стороны Краснодарского края, примерно 11 км. Какие-то рыбаки, чтобы эту косу не оплывать, перерыли канал для лодок. А течение этот канал разрыло. Глубина там, может, 50 см — метр. В результате получился остров. Можно пешком пройти, как в «Бриллиантовой руке». В 1944 году этот остров приписали к Крыму. Когда уже Крым отошел Украине, то весь Керченский пролив с островом оказались украинские. А граница проходила по этому мелкому каналу.
d5bb43ff3422
Судоходная часть осталась украинской.
А проход одного судна стоил от 3 до 9 тыс. долларов США примерно. Это только официально. А этих судов ходит — мама не горюй. И этот вопрос — это одно. А у нас же еще и Азовское море, где не было ни границы, никакого разграничения.
А какие грузы через пролив шли? Металлургия из Мариуполя?
Не только. Есть рыбная промышленность, шельфы, ископаемые… Там же добыча газа и нефти, и это все есть. Фермер у меня там знакомый был, у которого на участке только газовых скважен было штук 20 законсервированных. То есть это бетонная плита просто, а из-под нее выходит газ. Ставишь котелок, шланг, поджигаешь — в теплице газовое отопление. На него, правда, прокуратура в конце концов наехала за незаконное использование.
И еще штук шесть там нефтяных скважен. Причем, он там тоже это использовать умел.
Так вот россияне начали этот мелкий канал к Тузле досыпать. Глубина никакая, и вот-вот остров превратится в полуостров. А граница будет уже идти по судоходному проливу. Наши завозмущались, начали со своей стороны копать. 18 метров глубиной такую яму земснарядом. Те сыплют, а эти копают.
Морпехов перекинули на остров, когда россияне начали эту операцию?
Там пограничники работали. Сделали погранзаставу. Вообще на Тузле находятся два пансионата. Остров этот примерно 5 км длиной и до 150 м шириной. Изумительное место отдыха, потому что два моря, если с одной стороны ветер и волна, с другой стороны — тишина.
В боевую готовность вы были приведены?
Часть моя на окраине Керчи, возле паромной переправы. Там еще одна коса с российской стороны — Чушка. Та переправа, где перетягивали всю российскую технику в прошлом году. И которую легко можно было вывести из строя. Ну мы к этому вернемся.
Когда история с Тузлой началась, на базе моей части сформировали резерв. И командный пункт по отражению этой всей ситуации. В одночасье в самый пик момента в моей части находилось 28 генералов всех родов войск.
Почему тогда была готовность отражать агрессию, а в прошлом году — нет?
Да готовности и тогда не было.
То есть если бы дошло до стрельбы…
Никто такого не ожидал, конечно. В боевую готовность по штату мирного времени мы приведены были — это да. У меня был целый полк сокращенного состава. Но что такое «сокращенного состава»? Это когда рота по штату войны 120 человек, допустим. А по штату мирного времени сокращенного состава — это примерно 7-10 человек.
То есть для серьезной обороны нужно было бы в 10 раз больше людей?
А 10 человек — это механики-водители. И всех их одновременно нет. А все остальные придут после того, как объявят войну. И мы из этих механиков собрали аж сводную роту в 100 человек. Дали им каждому гранатомет-пулемет. Он их в руках крутит, не знает что с ними делать. Дядьки из Генштаба приехали, провели строевую, спрашивают, кто ты? Гранатометчик. А по штату такому? Механик-водитель.
То есть для картинки что-то сделали?
У меня был реактивный дивизион, гаубичный дивизион, мы все развернули. Дивизион «Градов» прям в парке… Интересный момент. Я всем говорю, что «войну» на Тузле выиграла одна моя машина. Я тогда начальником автоклуба был, у меня был такой ПАК-65/70 — походный автоклуб. Это если фильм вспомните «В зоне особого внимания»: «Гвардейцы-десантники, вы окружены, шансов нет… Предлагаем вам горячий чай и наше радушие». Вот такая машина.
У пограничников такой машины не было — они у нас попросили, написали письмо. Переправили машину на остров. Аппаратуры нашей не хватало, подставил плечо «Укртелеком». И большими колонками вещали туда… Расстояние-то уже было всего 102 метра, и до сих пор такое остается. Между тем, что россияне насыпали со своей стороны, и островом.
Сам командующий погранвойск вроде бы записал обращение, что он десантник, на войне был… Кассета с записью потом еще ходила по части.
55157a871cf61
А что за обращение было?
Все ждали, что будет высадка российских морпехов на Тузле. Поэтому примерно такое обращение: «Товарищи морские пехотинцы, не оставляйте ваши семьи в заложниках в Севастополе. Остров Тузла — украинская территория, не хрен туда лезть». А на острове оборудовали заставу спецназа погранвойск, которых туда направили под видом соревнований по рукопашному бою.
«Ситуация создавалась целенаправленно с 1991 года»
Россияне в прошлом году тоже под видом учений заводили войска в Крым?
Эта вся операция не была случайной. Одни говорят, что если бы не Майдан, то ничего бы не было. Нет. История еще покажет, что и Майдан — это Россия.
В том виде, в каком он в итоге получился?
Да, да. Майдан где-то подстегивался со стороны Российской Федерации. Иначе бы как в 2004 году постояли бы и договорились. Так и должно было быть. И «стояние» было. А уже для развития событий появились «казачки». И вот эти выстрелы в две стороны, однозначно, этот снайпер…
И такая же ситуация была и в Симферополе. Причем эта часть была — картографы. У них пистолетов не было. Стояли же все с дубинками, а начальство говорило, что не нужно ни в коем случае стрелять.
Никто не хотел на себя брать ответственность, как понимаю.
Конечно. С самого первого дня было лишь одно желание — все миром решить. Слово «война» дико звучало. И с кем? С россиянами, которые братья?
Но на Донбассе уже решились стрелять.
Не забывайте, что война на Востоке началась после того, как была создана правовая база. То есть была объявлена антитеррористическая операция. Сейчас многие говорят, что флот сдал Крым, не сопротивлялся. Да нет, настроение было более-менее боевое.
Другой вопрос, что Вооруженные Силы Украины согласно всем руководящим документам не могут применять силы против собственного народа. Нам нужен внешний агрессор. Да, агрессор как бы пришел. Но люди, которые пришли и стали нам под ворота, они же по договору с Россией прописаны.
Все же их перемещения как-то должны были быть регламентированы?
Это уже дело такое. Они могли на какие-то учения якобы ехать или возвращаться, машина могла сломаться. Балаклавскую бухту перекрывал катер, который якобы сломался. Мы позволяли им это делать, а они развивали события.
Когда вооруженные люди захватили аэропорт Симферополя, их никто не тронул. Потому что Майдан только что закончился, этих МВДшников только через коридоры позора пропускают, автобусы их громят… Все эти бригады МВД были настроены так: разбирайтесь сами, нам уже все равно.
Не среагировали — проезд в Ялту двух УРАЛов с людьми. Реакции нет, значит, так вам и надо. Переправу берут сразу.
Был, правда, один пример, когда украинская военная автоинспекция (военная служба правопорядка) остановила колонну из Гвардейского под Симферополем. Поговорили, вроде бы договорились. Сказали: вас нет в плане. Колонна эта вроде как вернулась. Но потом колонны как хотели, так и ходили.
Эта ситуация создавалась целенаправленно с 1991 года. Врага со стороны России не должно было быть. И все документы на этом строились. Очень много изменений в документах было в последние годы. Начиная с военной доктрины. Мы все время «воевали» с Румынией. Все учения, все планы. Бедные румыны.
В военной доктрине редакции 2012 года было записано, что в кратко- и среднесрочной перспективе войны не предвидится, врага нет. Армию сокращаем. Если нет войны, зачем нужна армия? Если нет армии, зачем нужно все остальное. Были созданы программы по утилизации боеприпасов. Пожары были на складах. Новобогдановка и т. д.
И в 2013 году была программа утилизации боеприпасов естественным способом. Просто вывозилось на полигон и выстреливалось. Но это же не просто снаряды выстреливались. Это изнашивались сами установки, стволы, орудия…
Почему россияне реагировали быстро? Они знали, что делать. До этого у нас было два министра обороны из Российской Федерации. Министр обороны не может быть сам. У него клан, бригада, команда. Которая, в принципе, мало поменялась.
5315af705799f
С россиянами были совместные учения, личные связи, дружба.
О чем я и говорю. Когда к нам приехал батальон морской пехоты Темрюка, мы ничего не могли сделать. Потому что это батальон Черноморского флота России. Да, он расположен на Кубани. Но у них было право находиться в Крыму. Вот они и переправились.
А переправу сначала заняли «казачки». А «казачки» это не простые были, не водку попить, а те, которые специальными операциями занимаются. Это и была специальная операция. На переправе стояла несчастная смена погранцов, которая только умела «снимать» взятки. Больше никого. Их отодвинули, они возмущаться начали только когда «казачки» решили срывать флаг. «Казачки» говорят: «Ладно, дался вам этот флаг. Пусть висит. Но технику будем пропускать». И начали гнать железнодорожные эшелоны.
Опять же, приехали к нам на УРАЛах эти морпехи. Знаем, что процесс пошел. В Кировском аэродром захватили. Причем сначала после захвата Совмина Крыма наше руководство адекватно отреагировало, усилило охрану аэродромов. Отправили в Кировское пять БТРов. Вроде мы подвооружились. Россияне сунулись туда, а там морпехи стоят. Они отъехали, начались звонки, морпехам пришла команда вернуть все машины в пункты постоянной дислокации.
Те люди, которые помогали тогда россиянам, до сих пор есть в Минобороны, как вы считаете?
Конечно. Кто-то помогает сознательно, идейно. Я поступил в военное училище в 1992 году. Все, кто старше, поступали в советское время, советскую присягу давали. Союз для них все еще реальность.
Советский Союз и для меня был реальностью до 2014 года. Я жил в Украине, но я был советский, пророссийски был настроен. Украины без России для меня не было.
Как все изменилось?
Мне сейчас из Крыма тоже звонят и спрашивают, чего я стал бандеровцем. А все просто. Для того, чтобы у тебя взгляды вот так на 180 градусов изменились, надо найти в себе смелость признать, что ты был «оленем». Рабом тех стереотипов, которые тебе заложили с Советского Союза. Дедушка Ленин — это чемпион мира. Когда хоронили Брежнева, я пошел в первый класс, я плакал. Я хотел вступить в пионеры, мечтал вступить в комсомол, но к тому времени развалилось все. Бандера и Мазепа для меня были предатели, враги народа и т. д. Я был пророссийским шовинистом.
Но один из моментов таких был, когда мы перевозили библиотеку в конце 2013 года. И я нашел одну книжку. Был такой анекдот, что в СССР есть две национальности — «русские» и «нерусские». Я думал, что это анекдот. И когда говорили, что национальности в Союзе унижали, я не верил. Я в Казахстане прожил, у меня в классе были все национальности. И жили все нормально, дружили. И тут я нахожу книжку «Учебник русского языка для нерусских». Это, оказывается, не анекдот. Это, оказывается, была жизнь и государственная политика. Если эту книгу сейчас найти, я бы ее в квартире положил рядом с Кобзарем.
А еще какой момент?
А потом пришел дядя-оккупант. Майдан для нас был… Майдан показывал более-менее только «5 канал». Но у нас к «5 каналу» было предвзятое отношение. Смотрели в основном «Интер». Он к тому же более русскоязычный. Нам преподносилось это по-другому.
Я еще был в свое время командиром взвода Национальной гвардии, в 1998 году ездил против татар стоять возле Верховного Совета Крыма. И сколько служил в Крыму, нам все время втолковывали, что главный враг — крымский татарин. А теперь крымский татарин — мой друг, мой брат. А мой бывший брат — теперь мой враг. Это очень тяжело. И переосмыслить это тяжело.
Когда пришли россияне «меня спасать», я им говорю: «Я тебя не звал меня спасать». А он мне: «Если бы не мы, пришли бы американцы».
Что говорить, если я вышел из Крыма, а мне мама говорит, что я предал родину — Россию. Ей 72 года. Она мне говорит: «Сынок, только же не стреляй в братьев своих». А я ей: «А если этот «брат» меня застрелит?». «Что ты такое говоришь», говорит. Тяжело это.
Все же, почему не было сопротивления? Сил не было, решимости не было?
Информация была такая. Товарищ Кузьмук, например, приехал на базу в Перевальное и сказал: «Один выстрел в Сараево сделал Первую мировую войну. Поэтому думайте». Это он говорил что? Не стреляйте, сидите молча.
И еще раз. В мирное время войска стоят в пунктах постоянной дислокации. С началом боевых действий войска должны рассредоточиться. И быть готовыми. Для этого должны… У меня, допустим, техники было на момент оккупации примерно (почему примерно — потому что нельзя говорить) около 300 единиц: и бронетанковой, и автомобильной. Бронетанковой, допустим, около 60-ти. Так вот на всю технику у меня было 16 или 18 аккумуляторов. А остальные должны привезти, когда придет приказ, когда пройдет мобилизация. И боеприпасы на минометы мы должны привезти. И в свое отделение, где у меня по штату было 10, а реально 3 человека, я должен призвать тех же крымских…
Россияне подкупали командиров?
Не слышал. Может, каких-то командующих, но не командиров частей. Большие сомнения.
Мамчур говорил, что квартиры ему и бойцам обещали.
Ну так это слова. Мало ли что обещали. Никто же не принес чемодан денег. Нам тоже говорили, штат привозили — рассказывали, как красиво будет. А сейчас там другая часть пришла, железнодорожников. А их самих по всему Крыму раскидали пока. Обещать — не значит жениться. Что надо, то и обещали.
Обещали два гражданства. Паспорт российский будет и украинский — какие проблемы. На второй или на третий день (после завершения аннексии) в части уже работали представители Федеральной миграционной службы России. То есть военным буквально на второй-третий день давали паспорта российские.
И вот пока все эти сторонники России стояли в очередях весь год и кричали «где мой паспорт», военные паспорта получили. Но украинские паспорта у них забрали, только членам семьи оставили. А обещали-то по-другому.
Сейчас россияне часто сообщают о новых самолетах в Крыму, новых ракетах. Зачем?
Демонстрация силы, мощи. Угроза применения. Они как бы показывают: даже не суйтесь, даже не думайте. И население там тоже кричит, что мы теперь все русские. Есть и другие, конечно, люди. Но есть и те, кто реально «за» Россию. Мне один даже написал, что «землю жрать будет», лишь бы Россия.
То есть шансов на возвращение Крыма в Украину мало?
Это же сейчас остров. Отрубите электричество, воду. Без электричества там ничего не будет. Они говорят, что могут дизели завезти. Ну какие дизели? Дай бог, чтобы больницы этими дизелями восстановили. На военные части не хватит. Дизель — это очень дорого. Кабеля протянуть? Так чего до сих пор не протянули? Мост вообще нереально построить. Все это понты для местных.
Сейчас армия в лучшем состоянии, чем год назад?
Однозначно лучше. Потому что кто-то по крайней мере на тактическом уровне понимает, что война. Понимает, что людей нужно готовить, что нужно провести через полигон перед тем, как отправлять на Восток.
Но система борется за свое существование. Поменяешь начальника, а на каждом уровне его решения пытаются саботировать. Не все так сладко. Для этого надо, чтобы все думали по-другому. А у нас же полстраны — Советский Союз.

Немає коментарів:

Дописати коментар